Влияние игрового пространства групп-тандемов на развитие коммуникативных навыков дошкольников: новые горизонты и возможности
Влияние игрового пространства групп-тандемов на развитие коммуникативных навыков дошкольников: новые горизонты и возможности
Авторы:
Чижова Ирина Ивановна, Иванова Юлия Юрьевна
ОУ: МБДОУ «Детский сад №41 «Лесная сказка»
Проблемы:
Организация игровой деятельности в дошкольном учреждении играет огромную роль в воспитании и развитии наших детей. Мы, воспитатели, осознаем, что наша задача заключается в том, чтобы стать направляющим и связующим звеном между ребёнком и игрой, тактично поддерживая и обогащая игровой опыт детей. Важно организовать игровое пространство таким образом, чтобы жизнь детей стала содержательной, интересной и увлекательной.
Значение игровых технологий в формировании личности дошкольника подчеркивают многие выдающиеся психологи и педагоги. Например, Г. К. Селевко определяет их как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Благодаря игровым технологиям у детей развиваются мышление и творческие способности, открывается их потенциал, а также формируются нормы и образцы поведения.
Ш. А. Амонашвили на практике применил идею «учиться, играя», показав, как через игру можно ввести ребёнка в сложный мир познания.
Исследования Э. В. Кулешовой подтвердили высокую эффективность игровых технологий в формировании коммуникативной культуры дошкольников. В.А.Сухомлинский отмечает, что «Игра - это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Важную функцию в развитии коммуникативных навыков детей играет разнообразная, обогащенная, безопасная игровая среда. Чем больше пространства для игры, тем более расширенным может быть её сюжет. Сюжетно-ролевая игра имеет зачастую 10-12 ролей и для создания игровых площадок для них необходимо много места. Объединение площадей двух групп даёт возможность не сокращать количество ролей, а использовать все, тем самым, дав возможность детям ознакомиться и проиграть новые, не вошедшие в перечень игры роли-профессии.
Детскому саду в 2025 году отметит своё 45-летие. Инфраструктура образовательной организации включает в себя зимний сад, бассейн, физкультурный и музыкальный залы, кабинеты психолога, логопеда и медицинский. Но построен он по устаревшему проекту. Дошкольные группы не имеют спален. Поэтому часть пространства группы занимают габаритная мебель для отдыха детей.
Чтобы решить эту проблему мы, воспитатели параллельных групп, решили создать тандем, объединив для игрового часа пространства обеих групп. Такая организация позволяет расширить границы одной группы и создать тематическое зонирование с учётом увеличенной площади. Две группы становятся единым целым, а педагоги работают уже не в паре, а целой командой, что открывает больше возможностей для воплощения новых идей. Цель:
1. Трансформация и обогащение игровой среды групп-тандемов для развития коммуникативных навыков дошкольников, формирования уважительного отношения к сообществу детей и взрослых в Организации.
Ключевые задачи, на решение которых направлена практика:
1. Способствовать расширению и обогащению игрового пространства для реализации задач сюжетно-ролевой игры, воспитания и социализации детей.
2. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
3. Формирование
- готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми участниками игры;
- позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- основ безопасного поведения в быту, социуме.
Основная идея практики.
- Создание команды воспитателей и помощников, соратников и единомышленников, объединённых целью социально-коммуникативного развития детей в образовательном пространстве наших групп-тандемов.
- Привлечение родителей к участию в играх детей в качестве «наставников» по обучению своей профессии.
- Создание детского сообщества «Дружные ребята», целью которого является формирование опыта взаимоотношений и сотрудничества, расширение зоны контактов детей в пространстве детского сада через разные виды деятельности.
Сплочённая работа в таких командах позволит нам совершенствовать наши методы, применять лучшие практики и создавать для детей максимально комфортные и развивающие условия для игры и обучения.
Средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.), реализуемые в практике:
средства сюжетно-ролевой игры:
- создание возможностей для новых впечатлений и пополнения знаний об окружающей действительности (чтение художественной литературы, посещение музеев, выставок, виртуальные экскурсии)
- открытие чего-то нового (это даёт возможность пофантазировать и «превращаться» в различных героев)
- участие в создании атрибутов для игры развивает воображение и творчество детей
- мягкие игровые модули для постройки сооружений, транспорта, макеты, многосекционные ширмы, а также бросовый материал позволяют детям самостоятельно создавать игровую среду и атрибуты для своих игр
- кукольный уголок, его оборудование имитационными бытовыми предметами: стиральная и швейная машина, утюг, гладильная доска, телевизор, газовая плита, игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда и т. д.
Технологии:
- проектная деятельность
- технологии творческих сюжетно-ролевых игр А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой
- современные технологии сюжетно-ролевых игр: Н. Я. Михайленко, Н. Ф., Тарловской, Н. Н. Палашной, И. В. Турченко
Результаты практики
Для педагогов
- При разработке сценариев, проведении игр и оформлении групп - тандемы обладают преимуществом перед индивидуальным подходом благодаря множеству идей, исходящих от всей команды. Это делает результаты их совместной работы более оригинальными и успешными.
- Профессиональное совершенствование и становление. Обогащение знаниями и опытом друг друга.
Для обучающихся
Опыт использования работы в группах-тандемах в нашей педагогической практике составляет всего два года, но его преимущества уже очевидны.
- Такая организация жизни ребёнка в группах-тандемах позволяет ему взаимодействовать не с одним взрослым в конкретный момент времени, а находиться одновременно в окружении четырёх взрослых. Это значительно расширяет диапазон моделей поведения, которые ребёнок может наблюдать и перенимать.
- Дети становятся свидетелями диалогов между взрослыми. Если в традиционных условиях один педагог обычно ведёт разговор с целой группой детей, то в тандеме взрослые постоянно обмениваются мнениями и идеями прямо на глазах у детей. Их обсуждения, размышления на ту или иную тему, уточнения позиций делают процесс мышления видимым для детей. Таким образом, дети усваивают не только формы взаимодействия, но и способы мышления. Они наблюдают, как возникают вопросы, ищутся ответы, принимаются решения. Этот опыт бесценен и существенно изменяет жизнь детей, оказывая влияние даже на работу самих взрослых.
Инструменты измерения результатов образовательной практики: диагностические задания, позволяющие отследить процент сформированности компетенций.
Мониторинг сюжетно-ролевой игры в средней группе
Метод проведения диагностики: наблюдение, создание специально диагностических ситуаций.
Диагностические карты по игровой деятельности в средней группе
за 2023-2024гг.
Параметры диагностики
1 |
Договаривается и принимает роль со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет |
2 |
Оценивает свои возможности, соблюдает правила и преодолевает трудности в сюжетно-ролевых играх, может объяснить сверстникам правила игры |
3 |
Имеет в творческом опыте несколько ролей в спектаклях, использует средства художественной выразительности (мимику пантомиму) |
Баллы
1 балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла - ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно и с частичной помощью взрослого;
5 баллов - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Результаты диагностики
На начало года – детей с низким уровнем развития -16%
со средним уровнем развития - 63%
с высоким уровнем развития – 21%
На конец года - с низким уровнем развития - 8%
со средним уровнем развития - 43%
с высоким уровнем развития - 49%
Выводы: после проведенного мониторинга, мы видим, что у детей повысилась социальная активность. Дети научились сознательно принимать игровую задачу, планировать игровые действия, выполнять игровые действия по правилам, добиваться правильного результата, рассуждать, логически мыслить, справедливо оценивать свои действия и поступки и своих сверстников.
Трудности в реализации практики:
Если не уделить должного внимания и времени ознакомлению детей между собой и пространствами каждой группы, правилами поведения в «гостях», то возможен хаос при организации коммуникативных и сюжетно-ролевых игр. Дети будут отвлекаться на новые предметы, игрушки, детей. Мы проводили совместные встречи два раза в неделю в «час игры». И на ознакомление ушло не менее одного месяца.