Картотека простых упражнений на внимание, память и логику
«Наставничество: Дети - Детям как эффективный способ развития "4К" компетенций детей старшего дошкольного возраста" (в рамках реализации Программы "Развивающая среда")
В современной системе дошкольного образования наблюдается устойчивая тенденция к развитию личностного потенциала ребенка, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, а также формированию ключевых компетенций XXI века, известных как “4К”. В условиях динамично меняющегося мира, когда перед детьми стоят задачи самоопределения, осознанного выбора, формирования образовательной траектории, адаптации к изменениям и эффективного взаимодействия с окружающим миром, особую актуальность приобретает создание оптимальных условий для раскрытия и самореализации личностного потенциала каждого воспитанника. Однако, как показало педагогическое наблюдение, существующая практика не всегда в полной мере обеспечивает эти условия, что обуславливает необходимость поиска новых подходов и решений.
С целью создания яркой и запоминающейся дошкольной жизни, способствующей раскрытию потенциала и реализации внутренних потребностей воспитанников, было принято решение о внедрении технологии “Наставничество” в работу с детьми группы. В частности, использование формы “Наставничество: Дети – Детям”, представляющей собой универсальный механизм передачи опыта, знаний и формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей посредством неформального, взаимообогащающего общения, основанного на доверии и партнерстве. Основываясь на собственном опыте работы наставником молодых педагогов, где данная технология продемонстрировала высокую эффективность, считаю, что применение в работе с детьми также позволит достичь значительных результатов. Данная технология позволит формировать у детей старшего дошкольного возраста ключевые компетенции, известные как “4К”: критическое мышление, креативность, коммуникабельность и кооперация.
В своей группе я активно применяю технологию развития “4К” компетенций, что позволило создать благоприятную среду для всестороннего развития детей. Для этого мною разработана картотека игр, направленных на развитие критического мышления, креативности, коммуникативности и кооперации. Игры пользуются большой популярностью у детей и часто находят продолжение в их самостоятельной игровой деятельности.
Опираясь на положительный опыт применения этих игр, мы с детьми решили попробовать внести в практику часть этих игр при взаимодействия с детьми младших групп. Так возникла идея наставнических игр, направленных на развитие “4К” компетенций у младших дошкольников, где мои воспитанники выступают в роли наставников.
В процессе реализации данной практики наблюдается активное развитие компетенций как у наставляемых, так и у наставников:
Критическое мышление: Старшие дети, выступая в роли наставников, учатся анализировать ситуации, принимать решения и объяснять свои действия младшим товарищам. Младшие дети, в свою очередь, учатся задавать вопросы, сомневаться и искать альтернативные пути решения проблем.
Пример: Старший ребенок помогает младшему разобраться в правилах игры, объясняя, почему те или иные действия приводят к определенным результатам.
Креативность: Процесс наставничества стимулирует творчество, поскольку старшие дети вынуждены находить нестандартные подходы к объяснению материала. Младшие дети, вдохновляясь примером старших, тоже начинают проявлять инициативу и предлагать свои оригинальные идеи.
Пример: Старший ребенок показывает младшему, как можно использовать обычные предметы (картон, бумагу, втулки, палочки, камни, листья, геометрические фигуры) для создания художественных композиций.
Коммуникативность: Общение между детьми разного возраста развивает навыки коммуникации. Старшие дети учатся ясно и доступно выражать свои мысли, а младшие — внимательно слушать и задавать вопросы.
Пример: Старший ребенок объясняет младшему, как правильно играть в настольную или сюжетно-ролевую игру, используя простые и понятные слова.
Кооперация: Работа в паре или группе требует от детей умения сотрудничать, делиться знаниями и поддерживать друг друга. Старшие дети берут на себя роль лидеров, а младшие учатся следовать указаниям и работать в команде.
Пример: Старший ребенок помогает младшему собрать конструктор, распределяя задачи и контролируя выполнение этапов сборки.
В поисках новых, эффективных подходов к развитию “4К” компетенций и учитывая успешность реализованных наставнических практик, мы пришли к созданию инновационного проекта «Наставничество: Дети - Детям как эффективный способ развития “4К” компетенций детей старшего дошкольного возраста».
Этот проект, стартовавший в сентябре 2024 года, положил начало движению отряда юных наставников «Быть наставником – круто». Планируется, что работа отряда будет осуществляться в течение двух лет (старшая и подготовительная группа) и будет разделена на три этапа реализации.
- Организационный этап: Сентябрь 2024г – ноябрь 2024г.
Цель: Создание организационных и мотивационных условий для успешного запуска программы наставничества и формирования отряда юных наставников.
Задачи:
-Подготовка условий для запуска программы наставничества:
Создание мотивационной среды, в которой дети осознают пользу наставничества, соотносят свои умения с потребностями младших воспитанников и стремятся быть полезными.
-Формирование базы наставников:
Запуск движения «Я – юный наставник – помогатор», в рамках которого дети осознанно принимают решение стать наставником и фиксируют свой выбор.
Разработка и создание индивидуальных эмблем наставников.
-Формирование базы наставляемых и наставнических групп:
Организация мероприятий для установления дружеских взаимоотношений между старшими и младшими воспитанниками («Будем знакомы»).
Выявление образовательных дефицитов у младших детей и определение областей, в которых старшие дети могут оказать помощь (ответ на вопрос: “Чему можно научить младшего друга?”).
- Разработка методического обеспечения:
Составление картотеки “Наставнические игры”, направленной на развитие “4К” компетенций (критическое мышление, креативность, коммуникабельность, кооперация).
Деятельность:
На данном этапе были проведены следующие мероприятия:
- Совместно с детьми и родителями разработана эмблема наставника и девиз отряда.
- Создан альбом «Помогатора», отражающий деятельность юных наставников.
- Проведены беседы с детьми на темы: «Кто такой наставник», «Кто может быть наставником», «Какими качествами должен обладать наставник?».
- На детском совете обсуждались вопросы: «А смогу ли я?», «Получится ли у меня стать наставником для младшего друга?».
- Дети определились со списком дел, которыми они могут помочь младшим воспитанникам, и составили план подготовки необходимого материала (книги, краски, игрушки и т.п.).
- Составлен график посещений младших групп.
- Организованы встречи старших и младших детей для знакомства и установления контакта.
- Разработана картотека наставнических игр, направленных на развитие ключевых компетенций.
2. Основной этап: Декабрь 2024 – апрель 2026г.
Тема этапа: «Алгоритм Наставничества: От Оценки до Результата»
Цель этапа: Освоение детьми-наставниками алгоритма наставнической деятельности и организация систематической работы наставнических пар и групп.
Основные элементы алгоритма наставничества:
- Оценка ситуации: Выявление образовательных потребностей и дефицитов у младшего воспитанника.
- Принятие решения об изменении ситуации: Определение цели наставнической деятельности и планируемого результата.
- Составление плана действий: Разработка конкретных шагов и выбор методов для достижения поставленной цели.
- Реализация: Непосредственное осуществление наставнической деятельности в соответствии с разработанным планом.
- Оценка и презентация результата: Анализ достигнутых результатов, выявление успехов и трудностей, представление опыта наставнической деятельности.
Задачи этапа:
Обучение детей-наставников алгоритму наставнической деятельности:
- Обеспечение понимания детьми этапов наставнической работы: от постановки цели и планирования действий до анализа результатов и их презентации.
- Организация работы наставнических пар и групп:
Организация взаимодействия в формате “Научился сам, помогу другу”, включающего определение последовательности действий для формирования навыка у младшего воспитанника, подготовку необходимого материала и организацию совместной деятельности.
- Создание условий для обмена опытом и рефлексии:
Проведение слётов юных наставников, на которых дети делятся своим опытом работы с младшими воспитанниками, оценивают результаты после каждой встречи и получают обратную связь.
Деятельность детей-наставников:
На данном этапе ребенок самостоятельно:
Фиксирует свое решение о продолжении или прекращении наставнической деятельности.
Составляет план действий, направленных на достижение поставленной цели.
Заполняет информацию о себе и о младшем воспитаннике, выявляет его образовательные потребности.
Определяет способы формирования конкретного навыка и подбирает необходимые материалы для совместной деятельности.
Анализирует свою деятельность и представляет результаты на слёте наставников.
Этапы работы наставника (Методические рекомендации):
«Я расскажу, а ты послушай» (Демонстрация и объяснение).
«Я покажу, а ты посмотри» (Наблюдение за действиями наставника).
«Сделаем вместе» (Совместное выполнение задания).
«Сделай сам, а я подскажу» (Самостоятельное выполнение задания с поддержкой наставника).
«Сделай сам и расскажи, что сделал» (Самостоятельное выполнение задания и презентация результатов).
3. Заключительный этап: май 2026г.
Цель этапа: Подведение итогов работы отряда юных наставников «Быть наставником – круто!» и оценка эффективности реализации проекта.
Задачи этапа:
- Систематизация и анализ результатов работы отряда наставников за весь период реализации проекта.
- Оценка динамики развития “4К” компетенций у наставников и наставляемых.
- Выявление наиболее эффективных форм и методов наставнической деятельности.
- Обобщение и распространение опыта реализации проекта.
- Определение перспектив дальнейшего развития наставнической деятельности в дошкольном учреждении.
Мероприятия:
Проведение итогового слёта юных наставников, на котором будут представлены результаты работы наставнических пар и групп.
Организация выставки методических материалов, разработанных в рамках проекта (картотека игр, альбомы, презентации и т.п.).
Подготовка аналитического отчета о реализации проекта.
Разработка рекомендаций по дальнейшему развитию наставнической деятельности.
Представление результатов проекта на педагогическом совете дошкольного учреждения.
Вывод:
Реализация проекта “Наставничество: Дети - Детям” подтверждает эффективность данной технологии как средства развития личностного потенциала и формирования ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста. В процессе наставнической деятельности у детей развиваются лидерские качества, социальные навыки, критическое мышление, креативность, коммуникабельность и кооперация, что делает процесс обучения и взаимодействия более интересным и полезным для обеих сторон.
Технология “Наставничество” способствует не только повышению уровня развития “4К” компетенций, но и формированию ценностных ориентаций, таких как ответственность, взаимопомощь и уважение к другим. Результаты проекта позволяют рекомендовать данную технологию к широкому внедрению в практику работы дошкольных образовательных учреждений.